Мотивы развития предпринимательства – для чего и зачем

Мотивы развития предпринимательства – для чего и зачемСегодня можно часто услышать о необходимости развития бизнеса, но каковы мотивы развития предпринимательства? Кому и зачем это нужно? Попробуем разобраться.

Если в стране демократический режим, то предпринимательство необходимо в первую очередь государству для подтверждения демократических основ, прав и свобод, а также для формирования рыночной экономики.

Без предпринимательства ни то, ни другое невозможно. Ведь демократические свободы предусматривают свободу распоряжения собственными знаниями, умениями, навыками, способностями, в том числе извлекая из них выгоду.

Систематическое получение прибыли от какой-либо самостоятельной деятельности уже подпадает под понятие предпринимательства.

Что касается рыночной экономики, то только в авторитарных, тоталитарных режимах государственный сектор составляет единственную или подавляющую величину субъектов хозяйствования.

В демократических же режимах государственный сектор занимает лишь незначительную часть, а значит, для полноценного развития экономики страны необходимо наличие иных субъектов хозяйствования.

Ведь бюджет страны (его доходная часть) должны пополняться, а если экономика не имеет должного субъектного содержания, то за счет чего (или кого) это делать?

Противовесом государственному сектору могут выступать только частные формы бизнеса. Вот вам и первые мотивы развития предпринимательства.

Развитие бизнеса необходимо также потребителям, потому что нормальное предпринимательство предполагает здоровую конкуренцию, а она в свою очередь порождает множество потребительских благ:

  • товарное многообразие;
  • высокое качество продукции;
  • конкурентные низкие цены;
  • улучшение технологий производства;
  • постоянное обновление ассортиментного ряда;
  • своевременное удовлетворение потребительского спроса.

Свои мотивы развития предпринимательства есть и у бизнесменов. Крупный бизнес не может охватить весь рынок.

В то же время, даже если бы все владельцы такого бизнеса согласны были бы на раздел рынка на зоны влияния, по законодательству большинства государств рыночные монополии запрещены.

Поэтому развитие предпринимательства, появление бизнес-прослоек (малого, среднего бизнеса) необходимо для создания «экономического плюрализма» — многообразия субъектов предпринимательства.

Есть и социальные мотивы развития предпринимательства. Бизнес обеспечивает занятость населения, сокращает безработицу, сглаживает углы экономических проблем, позволяет людям самореализовываться, найти выход своим способностям.

Существуют и научно-технологические мотивы развития предпринимательства: в современном обществе научные открытия, изобретения, инновации чаще находят применение именно в бизнесе.

В процессе формирования предпринимательства, развивается также и научно-технический сектор. Кроме того, бизнес – это генератор идей, поэтому здесь всегда находится применение для творческих, креативно мыслящих людей.

Основные экономические мотивы развития предпринимательства – получение прибыли от развития массового актуального производства и узкоспециализированной промышленности.

Кроме удовлетворения потребностей собственного населения, и наполнения рынка товаром, высокое качество товаров может способствовать их экспорту в другие страны.

Еще одним весомым стимулом развития собственного предпринимательства является сокращение объемов импорта за счет увеличения численности собственного производства и повышения конкурентоспособности отечественной продукции.