Всемирная торговая организация (ВТО). Вступление России в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО). Вступление России в ВТО.

ВТО была учреждена в 1995 году и является преемником ГАТТ (Генерального соглашения о тарифах и торговле 1947 г). ВТО состоит из около 20 соглашений, определяющих условия применения регулирования торговли товарами и услугами, движения капиталов, связанных с этой торговлей, движения физических лиц – поставщиков услуг, мер, касающихся защиты интеллектуальной собственности и разрешения торговых споров между участниками. ГАТТ регулировал лишь торговлю товарами.

Некоторые нормы соглашений ВТО могут не применяться развивающимися странами и странами с переходной экономикой.

Длительное время в России обсуждался вопрос о том, что даст присоединение к ВТО России? Наконец Россия вступила во Всемирную Торговую Организацию.

По утверждению некоторых экономистов, Россия после вступления в ВТО получает следующее:

1. Возможность вести переговоры по улучшению условий доступа на мировые рынки, снижению тарифов, снятию запретов и ограничений на поставку своих услуг;

2. Доступ к системе разрешения различных споров ВТО;

3. Участие в выработке правил международной торговли;

4. Улучшение функционирования рыночных механизмов в связи с приведением внутреннего законодательства в соответствие с нормами ВТО и установлением транспарентных правил ведения торговли;

5. Укрепление отношений в рамках СНГ на основании соглашений о свободной рыночной торговле. Не исключен вариант присоединения Белоруссии к ВТО на российских условиях.

Существует, однако, ряд возможных спорных (дискуссионных) аргументов по целесообразности вступления России в ВТО. Среди них основными являются:

1. Россия может лишиться возможности защиты национальных товаропроизводителей – тарифы будут связаны, субсидии — ограничены. (Контраргумент: уровень “связывания” тарифа – лишь вопрос переговоров. Если брать во внимание субсидии, то запреты касаются, в основном, не всех субсидий, тем более что в России традиционно субсидии промышленности не предоставляются).

2. Россия теперь будет вынуждена открыть основные рынки услуг, в частности финансовых, что нанесёт ущерб её национальным интересам. (Контраргумент: Это – также вопрос переговоров. Обсуждается возможность введения переходного периода. В крайнем случае, Россия будет иметь возможность выйти из обязательств по доступу на какой-либо конкретный рынок услуг).